The Abkhaz parliament - in search of a balance (Russian)

Абхазский парламент - в поисках баланса

Ибрагим Чкадуа

(англ/English)

Идет двадцатый год независимого существования абхазского государства. Огромную, если не основную роль в формировании правового и демократического строительства играет законодательная ветвь власти - Народное Собрание - Парламент Республики Абхазия.

История парламентаризма в Абхазии началась давно, ещё в 20-х годах прошлого века, но в данной статье будет рассматриваться период новейшей истории Абхазии. Тому, как сформировался современный тип парламентаризма Абхазии, его роль в развитии и совершенствовании законодательных механизмов существования государства, тому, как выстраивается баланс взаимодействия с исполнительной властью, а также предпосылкам  перехода к формированию парламента не по мажоритарному принципу, а по смешанной системе.

Исполнительно-законодательный тандем

Вертикаль власти, сформированная в условиях войны и последующей блокады страны, внутреннего социального напряжения и практического отсутствия экономики, использование административного и силового ресурсов послужили основой для формирования вполне долгосрочного тандема исполнительной и законодательной власти, усиливающегося с каждым последующим созывом.

Так парламентские выборы 2007 года еще больше укрепили позиции про-властных депутатов. В первом туре оппозиция смогла провести в парламент шесть депутатов и еще в семи округах ее кандидаты вышли во второй тур. Но во втором туре победу одержал лишь один из них, что косвенно подтверждает обвинения оппозиции в применении административного ресурса. Говоря о партийной принадлежности кандидатов, имеется в виду, что были заявлены списки кандидатов от партий, но голосование проходило по мажоритарному принципу. Примечательно, что именно в период предвыборной борьбы на главном государственном телеканале проводились прямые эфиры теледебатов кандидатов. Это формально подтверждало демократический статус предвыборной кампании, но на деле мало влияло на популярность того или иного кандидата и соответственно на его результат.  Это связано с отсутствием уже в меж-выборный период практики политических дискуссий на телевидении. Можно также вспомнить и прямое открытое вмешательство представителей власти в предвыборный период, что было отражено в жалобах и претензиях к ЦИК.

Именно на период работы этого созыва парламента пришлось признание независимости Республики Абхазия Российской Федерацией, а затем и рядом других стран. Кроме обычной законодательной деятельности данный созыв парламента «отличился» в целом ряде случаев «странной» приватизации крупных объектов, поспешной ратификацией межгосударственных соглашений, попыткой принятия скандального закона об ускоренной выдачи абхазского гражданства жителям Гальского района, непонятной ролью во взятии двухмиллиардного кредита на ремонт железной дороги и т.д. Все эти негативные моменты напрямую связаны с тандемом законодательной и исполнительной власти, когда законодательные функции, а также, контроль над исполнением закона, зачастую подменялись совместными коммерческими интересами отдельных групп чиновников исполнительной власти и некоторого ряда депутатов. Эти, заложенные тогда «мины» и начинают «взрываться» сейчас, когда повис вопрос об эффективности и даже законности сделки по ремонту дорог и другим межгосударственным соглашениям.

Выборы пятого созыва Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия пришлись на нового президента. В результате досрочных президентских выборов, к власти в Абхазии пришел А. Анкваб. Надо отметить, что вмешательство административного ресурса в выборный парламентский процесс был несравнимо меньшим, чем в предыдущий раз. Это и обусловило фактический провал компании для бывшей пропрезидентской партии «Единая Абхазия», хотя и оппозиционная партия ФНЕА тоже не взяла контрольного пакета в составе парламента. Эти выборы были отмечены беспрецедентным количеством кандидатов. Выборы в Народное Собрание Абхазии вновь прошли по мажоритарной системе.

«Эта система является пока оптимальным вариантом для Абхазии», - заявил новый президент республики Александр Анкваб на пресс-конференции 6 декабря 2011 г., отвечая на вопрос об идее перехода от мажоритарной к смешанно-пропорциональной системе выборов и увеличении числа депутатов. «Я отношусь к таким предложениям, прежде всего, как к полемическим, потому что я - сторонник и одной, и другой систем. Но мне кажется, что система, которую мы сейчас имеем, является пока оптимальным вариантом. А что касается увеличения числа депутатов, то я не считаю это пока необходимым. Абхазия - маленькая страна, здесь небольшое количество избирателей, и 35 депутатов достаточно, если эффективно работать», сказал Анкваб.[1]

В борьбу за 35 депутатских мест вступили 156 человек, от различных партий и инициативных групп. Особенностью нынешнего состава парламента можно назвать тот факт, что в его состав не попал ни один представитель русского населения, всего одна женщина и было решено избрать четверых вице-спикеров, вместо трех, как обычно. Мне кажется, что это говорит о том, что предвыборные дискуссии о переходе от мажоритарной системы выборов к смешанной, а в перспективе и к полностью пропорциональной становятся как никогда актуальными. Тогда в партийном списке будут учтен национальный и гендерный баланс, будет реальная конкуренция политических платформ и идей.

Подчеркнутое формальное невмешательство в процесс формирования нового парламента нарушил режим тандемности между исполнительной и законодательной ветвями власти. Это случилось не только из-за политической воли президента, во многом это продиктовал и новый политический климат в стране. С одной стороны рухнули старые политические коалиции, с другой стороны на ситуацию повлиял общий протестный настрой электората. Конечно, лоббирование отдельных кандидатов и использование административного ресурса полностью не было исключено и на этих выборах. В результате появился парламент, который выгодно отличается своим качеством от предыдущих созывов. За неполный год его существования был принят ряд важных законодательных актов, регулярными стали встречи в стенах парламента с руководителями министерств и ведомств, созданы депутатские комиссии по той или иной проблематике. К примеру, общественная полемика, возникшая в связи с поднятием тарифов на международную связь, когда парламентские слушания внесли свой вклад в урегулирование этого общественного конфликта, обсуждение банковского кризиса и т.д. Наиболее показательна ситуация с принятием парламентом бюджета страны на 2013 год, когда впервые в абхазской истории, президент наложил вето на закон, принятый депутатами. Вето впоследствии не было преодолено, но сам факт создал прецедент открытого конфликта законодательной и исполнительной власти. Вот как прокомментировал эту ситуацию один из самых заметных депутатов нынешнего Народного Собрания Ахра Бжания: «Люди, которые представляли этот парламентский вариант бюджета, в своей речи сказали, на мой взгляд, очень важную вещь: 'мы представляем эти поправки как компромисс, а также как предложение исполнительной власти к совместной работе'». По мнению Ахры Бжания, наложив вето на парламентский вариант бюджета, президент отверг предложение к сотрудничеству. Этот шаг депутат расценивает, как не верный. По его словам: «В Абхазии несколько ветвей власти, и принимать решения, в том числе стратегические и касающиеся бюджета, должны сообща, а не кто-то единолично или какая-то отдельная ветвь власти. Только об этом мы хотели сказать, и в этом заключалась суть нашего компромисса и нашего предложения совместной работы. Если они не принимаются, что ж, будем смотреть дальше».[2]

За поправки к бюджету проголосовало абсолютное большинство депутатов, но после президентского вето, это единодушие было нарушено. Квалифицированного большинства, чтобы преодолеть вето, при повторном голосовании не набралось. Это весьма показательная история, которая ещё раз говорит в пользу перехода от мажоритарной системы выборов в парламент к смешанной и, в дальнейшем, к полностью пропорциональной.

Еще более показательна нынешняя ситуация с общественным возмущением двукратным поднятием тарифов за электроэнергию, когда парламент большинством голосов рекомендовал правительству отменить новые тарифы, были организованы парламентские слушания руководителя энергетической отрасли. Противостояние парламента и президента по этому вопросу ещё больше накалилось в связи с митингом оппозиции по данному вопросу и кризису в стране, в целом. Окончательные рекомендации по повышению тарифов предложила парламентская комиссия, и президент все-таки принял решение по этому вопросу с учетом данных рекомендаций, что делает парламент весомым игроком в жизнедеятельности государства. То есть, парламент возвращает себе функции, определенные в Конституции Республики Абхазия.

Ибрагим Чкадуа, Журналист/ Фотограф




[1] «В Сухуме состоялась пресс-конференция Президента Александра Анкваб», Абхазский Узел, 7 декабря 2011. http://abhaz-uzel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1045:v-sukhume-sostoyalas-press-konferentsiya-prezidenta-aleksandra-ankvab&catid=77&Itemid=294

[2] Ахра Бжания: «Вариант парламента – результат компромисса», Эхо Кавказа, 10 января 2013 http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24819751.html